О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВ БИЗНЕСА И КЛИЕНТОВ.

ДИСКУС О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА


Геннадий Пешков
Управляющий партнёр юридической компании «ПРО.Закон»

⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜



       Ранее, я неоднократно рассказывал о том, как защитить бизнес от недобросовестных клиентов и потребителей, а сегодня поговорим о несколько ином.
       В настоящее время, в нынешних реалиях особенно актуальным будет обсудить о правах бизнеса и правах Человека, в целом.
       Понятия «права Человека» и «бизнес» стоят в одном ряду относительно недавно. Но скорость, с которой происходило сближение двух сфер, оказалась действительно большой – совпало сразу несколько тенденций. Экономика стала глобальной, и вопросы международной торговли приобрели мировое значение. За пару десятилетий произошла революция в области информационных технологий, и объемы коммуникации, информационных связей возросли до небывалого уровня. Потребители тоже изменились, стали куда активнее и придирчивее, особенно в вопросах трудовой политики компаний производителей и их подотчетности. Несколько громких историй, когда бизнес был замешан в серьезных нарушениях в сфере прав человека, – все это сыграло свою роль. В западной бизнес-культуре появилась концепция рассмотрения прав человека, как части проблематики повседневных деловых операций. В нынешнее время это особенно актуально.
       Права человека действуют во всех сферах его жизни, в том числе и в трудовых отношениях, на рабочих местах. Работа по найму не должна приводить к потере жизни или здоровья, унижению человеческого достоинства, вмешательству в частную жизнь или к нарушению других конституционных прав. Компании, нанимая людей, самым непосредственным образом влияют на реализацию прав человека на рабочих местах. Права человека пронизывают все трудовые отношения: начиная c приема на работу и заканчивая увольнением. При приеме на работу возникают следующие вопросы: на каком основании возможен отказ соискателю, какую информацию о нем можно собирать, как именно и т.д. В процессе работы – на каком основании возможно продвижение по службе и повышение зарплаты, можно ли устанавливать индивидуальные оклады работникам, как взаимодействовать с профсоюзами и пр. При увольнении – как не допустить дискриминации… Таким образом, права человека в сфере труда – вовсе не отвлеченное понятие из сферы международного права, напротив, вопрос об их соблюдении возникает в повседневной жизни. Ведь наемный труд – это труд, осуществляемый в рамках отношений власти-подчинения. Управлять людьми можно по-разному, в том числе применяя технологии, которые идут вразрез с трудовым законодательством и правами человека. Следовательно, государство должно, с одной стороны, предоставить работодателям возможность управления трудом работников, а с другой – защитить их от возможных злоупотреблений со стороны работодателей. Речь идет об установлении баланса прав работников и работодателей, о взаимном ограничении этих прав. Нормативно эта мысль выражена следующим образом. Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Одна из основных задач трудового законодательства – это создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений. Работодатели на рынке труда конкурируют за лучших специалистов, самых эффективных работников. Соблюдение трудового законодательства, несомненно, составляет одно из конкурентных преимуществ работодателя. Это обстоятельство не теряет своего значения и сейчас, в период кризиса. Права человека признаны, прежде всего, международным правом. Ратифицированные Россией международные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью ее правовой системы ( ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Речь идет о Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, конвенциях Международной организации труда (МОТ). Конституция РФ содержит главу «Права и свободы человека и гражданина». Также существует основной отраслевой федеральный закон – Трудовой кодекс РФ и другие источники права, про которые некоторые, к сожалению, начинают забывать, в последнее время.
       Также, следует упомянуть статью 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Защиту права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну в трудовых отношениях обеспечивает ст. 65 Трудового кодекса, предусматривающая допустимый перечень документов, которые работодатель вправе требовать от соискателя при приеме на работу. Также большое значение имеет глава 14 ТК РФ «Защита персональных данных работника». К сожалению, не все практические ситуации покрываются указанными положениями. Так, в некоторых странах подробно разработаны категории вопросов, которые работодатель может задавать соискателям, включая вопросы о состоянии здоровья, семейной ситуации и т.д. Но даже в отсутствие таких подробных «инструкций» знания общих принципов достаточно для того, чтобы не нарушить право на уважение частной и семейной жизни, личную тайну.
       Подводя итоги, можно сказать, что в нашем мире всем следует хотя бы мало-мальски быть юридически и экономически подкованными.
       С уважением, управляющий партнёр юридической компании «ПРО.Закон», Пешков Г.Г.

+7 (920) 418-14-82

prozakon36.ru

mail@prozakon36.ru



г. Воронеж, ул. Орджоникидзе 10/12

⚜⚜⚜

Made on
Tilda